РусскийEnglish

www.jjgo.ru

Джиу-джитсу Годай-рю / История дзю-дзюцу

Дзю-дзюцу (джиу-джитсу).

Дзю-дзюцу (джиу-джитсу) - родовой термин, пришедший к нам через многие столетия и континенты, для почти неопределимой системы, прежде всего невооружённой борьбы. За время своего триумфального шествия по миру, из глубины веков до наших дней, дзю-дзюцу не только дало развитие большинству современных направлений боевых искусств, но и само обогатилось и раздвинуло свои границы до бескрайних горизонтов совершенства. В наши дни дзю-дзюцу включает в себя лучшие методы защиты и нападения - захваты и сковывания, нажатия и удары, блокирования и группировки, осаживания и броски, болевые и удушающие приёмы, использование оружия и подручных средств, знание Кюсё (жизненных пунктов (точек)) и Катсу (метод возрождения (реанимации)).

Символ дзюцу означает технику, метод, арсенал, сноровку или искусство, в то время как первый символ дзю обычно переводиться как утончённость, благородство, лёгкость, нежность, мягкость, уступчивость, податливость или гибкость. Силе противника не должна противопоставляться лишь мускульная сила,- достаточно правильно уступить и перенаправить его собственное усилие. Это - базовый принцип, лежащий в основе всех дзю-дзюцу - методов. Практика дзю-дзюцу предоставляет среднему человеку способность с лёгкостью и триумфом справиться с агрессором, даже если он мощнее или вооружён. Посвящённый в дзю-дзюцу менее подвержен столкновению с проблемой, чем необученный человек, потому что в нём всегда сочетается мягкость и гибкость - дзю, и смертоносный технический арсенал - дзюцу. Специалисты дзю-дзюцу говорят мягко, но несут очень большую и увесистую дубинку, то есть могут не только остановить, но и воспитывать, наказывать, повреждать или даже уничтожать своего противника.

Главная проблема в современных направлениях дзю-дзюцу состоит в трудности отделения боевых аспектов от артистических и показных элементов, которые могут быть оправданы по эстетическим причинам и как прекрасные упражнения на координацию.

Со времени введения состязаний по дзю-дзюцу в большинстве спортивных объединений обучение боевому разделу и спортивному направлению проводится раздельно. Часто это не доставляет никаких проблем, но все же следует подчеркнуть, что дзю-дзюцу обретает цельность только при равном внимании к тренировкам по самозащите и подготовке к соревнованиям, так как перевес в сторону одной формы ослабляет результаты другой.

Самая большая сила дзю-дзюцу - непредсказуемость. При обучении дзю-дзюцу главный акцент делается на простоту и эффективность применения. Женщины, дети и пожилые люди чувствуют себя более уверенными в изучении таких методов самозащиты, которые не требуют разработки огромной физической силы для эффективного отпора более сильному агрессору, а базирующихся на координированных движениях всего тела.


Краткая история происхождения и развития Дзю-дзюцу.

Классическое дзю-дзюцу является прямым предком современных школ Японских воинских искусств, таких как сумо, дзюдо, каратэ, айкидо, кобудо и т.д. Многие из методов дзю-дзюцу существовали внутри других, более старых систем боя вместе с фехтованием, стрельбой из лука и использованием копья, ещё до появления самого термина. Дзю-дзюцу в феодальной Японии было известно под различными названиями, например такими как: Явара, Тайдзюцу, Когусоку, Кэмпо и Хакуда. Ранние формы дзю-дзюцу были разработаны как вспомогательные системы к существующим формам Будзюцу (воинского искусства) и предназначались для использования в том случае, когда воин по какой-то причине оставался без своего оружия.

В настоящее время существует два различных типа дзю-дзюцу - классическое и современное. Классическое дзю-дзюцу - очень специфическое и довольно редкое, существует и развивается традиционным способом в основном в современной Японии. Массовое же понятие о традиционном дзю-дзюцу, как о боевом искусстве, свелось к полной замене на дзюдо. Конечно, дзюдо многое взяло из дзю-дзюцу, но всё же это спорт, пусть даже очень достойный и прикладной, но спорт.

Современное дзю-дзюцу является почти исключительно западным феноменом, и развитие осуществляется тысячами различных клубов и организаций через Европу и Америку. Подобно классическому дзю-дзюцу, различные стили и ассоциации имеют их собственные философии и акцентирование; от высоко эстетичных до вполне функциональных и практичных. В одних додзё обучают использованию оружия, в противоположность изучению и практике невооружённых методов против вооружённых нападений; другие преподносят свои системы только как невооружённую борьбу. Некоторые расценивают дзю-дзюцу как военное искусство, другие - как чистую самозащиту, третьи - как на спорт, оставляя в стороне все этические рассмотрения.

 

В конце ХIX-го, начале XX-го века искусство дзю-дзюцу перешагнуло границы Японии, вызвав повышенный интерес со стороны специалистов спецслужб Германии, США, Франции, Австрии и других стран. В России дзю-дзюцу (джиу-джитсу широко) использовалось офицерами генерального штаба, в разведке, контрразведке, а также в третьем департаменте полиции для усмирения участников политических беспорядков без применения оружия.

Айкидо и дзю-дзюцу.

Айкидо - военное искусство, которое во многих отношениях имеет наиболее общие и близкие формы к дзю-дзюцу. Айкидо как самостоятельный стиль был представлен Морихей Уесиба в 1942 году, хотя его собственная система айки-дзюцу была создана приблизительно к 1925 году. О-сенсей Уесиба был синто-мистиком, который всю свою молодость провёл подобно странствующему воину-самураю, который, путешествуя, обучался у многих великих мастеров воинских искусств - для того чтобы достичь просветления. Он занимался и практиковался во многих воинских искусствах, концентрируясь главным образом на Дайто-рю дзю-дзюцу, Ягу-дзюцу и Тай-дзюцу. Различные формы айки-дзюцу существовали в течение столетий, но Уесиба, неудовлетворённый недостатком этических и духовных канонов в воинских искусствах того времени, основал свой собственный путь - айкидо, через который он стремился самосовершенствоваться.

Цель айкидо состояла в том, чтобы разработать такую систему самозащиты, которая при использовании не будет уничтожать или калечить атакующего. Следовательно, многие приёмы из более сильной ударной техники традиционных айки-дзюцу-систем были отброшены, как недопустимые. Айкидо стало реализовать не практикуемое понятие «смирения и подставки другой щеки», чрезвычайно привлекательное для Христиан и Буддистов, но почти неприемлемое для практической самозащиты.

Дзюдо и дзю-дзюцу.

Занимающиеся дзюдо часто говорят, что дзюдо является более высокой формой дзю-дзюцу. Это объясняется успехами членов раннего Кодокан-Кано (буквально - школа Кано для изучения пути) на турнирах против других школ дзю-дзюцу. Однако многие из членов Кодокан были фактическими экспертами дзю-дзюцу и лишь помогали Дзигаро Кано в искусственном отборе технического арсенала и методов обучения. Наибольшее различие между Кодокан дзюдо и другими школами дзю-дзюцу было в том, что Кано разработал свободный стиль боя по ограничивающим правилам, называемый рандори, в то время как традиционные школы дзю-дзюцу проводили обучение, занимаясь исключительно ката (формальные упражнения).

Когда Дзигаро Кано изобретал свою систему «Кодокан-дзюдо» он чётко знал, что делал; но постепенно забывал, что его продукт является синтезом классических школ дзю-дзюцу, большая часть методов которых была фактически похоронена современным спортивным дзюдо. Кано же задумывал своё дзюдо не просто как спорт, а как более реальную систему боя, объединяющую лучшие технические достижения «Дзюцу» многочисленных школ дзю-дзюцу под одним знаменем, поднятым до духовного пути «До».

Бесспорно, что практика дзюдо имеет многочисленные выгоды в формировании физической силы, спортивного духа и мастерства, но выше ли это, чем дзю-дзюцу, как опробованная и проверенная система самозащиты, или нет - совершенно другой вопрос. Любое утверждение, стремящееся объявить превосходство одной системы над другой, - это чисто субъективное мнение, а не факт. В конечном счёте, несмотря на бесспорные сходства дзюдо и дзю-дзюцу и их общий принцип «максимальный эффект при минимальном усилии»,- они совершенно различны и по форме и по содержанию, и по методике, и по технике. Вопрос персонального предпочтения спортивного дзюдо, как одного из узких ответвлений классического дзю-дзюцу и олимпийского вида спорта (с единственным желанием сразиться), или военного искусства со всем его разнообразием, остаётся только за индивидуумом. «Гора не может обвинять реку лишь за то, что она не монолитна, река не говорит плохо о горе за то, что она неподвижна».


Бокс и дзю-дзюцу.

Пожалуй, наибольшее влияние на формирование японских видов единоборств оказали боевые искусства Китая, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной науки и вооружения. В IХ-Х в. в. н. эр. в Китае и Японии военные действия велись, в основном, с использованием легкого оружия. В Китае наиболее распространенными в это время были системы единоборств, делающие акцент на ударной технике, - одним из самых популярных считался так называемый шаолиньский стиль. В Японии также существовали аналогичные системы единоборств под общим названием кумиути.

Аннулировать атаку, чтобы освободиться от захвата, сильно ударив противника, - это первый, очень естественный и часто спасительный рефлекс. Принципы приемов, основанных на воздействии ударом, вызывающего у противника шок, или отвлекающего его внимание, основываются на том, чтобы удар, толчок или пинок выполнялись с предельной концентрацией, силой и быстротой, обеспечивая краткий контакт с целью со всей возможной энергией. Воздействие при этом усиливается за счет очень малой площади поражения, полного использования массы собственного тела и инерции атакующего. При ударе тело должно быть стабилизировано, центр тяжести опущен, ноги - в устойчивом положении на земле. В движении активное участие принимают бедра и живот (хара). Зоны, на которые нацелены атэми (атэ - удар, ми - тело), являются «жизненно важными центрами», которыми изобилует человеческое тело. Нанесение ударов в эти центры легко вызывает интенсивную боль, шок, обморок и даже смерть.

Многие школы дзю-дзюцу отводят атэми важное, но не исключительное место. Атэми рассматривается как необходимый элемент, чтобы «подготовить почву» для выведения противника из состояния равновесия. В отличие от континентальных школ кэмпо, где очень много внимания уделялось ударной технике, в дзю-дзюцу удар рассматривался как вспомогательный элемент по отношению к броскам и болевым контролям.

Спортивные восточные единоборства потеряли сегодня большую часть своего мистического ореола. Лишь немногие, романтично настроенные, спортсмены серьезно верят в то, что смогут одолеть нападающего одним-единственным ударом, или, что тот вообще на него не нападет, проникшись превосходством его боевого стиля. Поэтому в современном дзю-дзюцу отходят от древних боевых стоек и ориентируются на полно- контактные боевые искусства. При этом из них заимствуются боксёрские приемы, комбинации ударов, включение бёдра и массы тела. Таким образом, сегодня, занимающиеся дзю-дзюцу имеют возможность эффективно использовать удары, заимствуя и привнося в свое искусство что-то новое и не теряя тесной связи с повседневной реальностью.

Кобу-дзюцу (военное искусство вооружённого боя).
Умение обезоруживать и использовать в бою для защиты или нападения оружие, а также любые подручные средства.

Во все времена человек для защиты себя и своего крова, или же, наоборот, для завоеваний чужого, использовал различное оружие - от камня, подобранного у себя под ногами, до ядерной баллистической ракеты...

Так как традиционное дзю-дзюцу разрабатывалось в эпоху средневековья, особенно тщательно изучались контрприёмы против атаки противника, вооружённого мечом,- как с использованием оружия или подручных средств, так и без оружия.

В пользу применения этих приемов в дзю-дзюцу приводят два аргумента. Согласно одному, продвинувшиеся ученики должны уметь эффективно применять оружие, отобранное у нападающего, против других противников. В соответствии с другим доводом, многие силы безопасности (в частности полиция) оснащены спецсредствами - наручниками, фонариками, дубинками, палками, газовыми баллончиками. Для того чтобы, в случае необходимости, не обращаться сразу к стрелковому оружию. Так как дзю-дзюцу является обязательной составной частью обучения почти всех полицейских объединений, включение приемов кобу-дзюцу в экзаменационную программу логически оправдано.

При самозащите предметы повседневного обихода (сумка, телефон, шарф, ремень, пластиковый пакет, зонт, прогулочная трость, книга, свернутая газета, авторучка, связка ключей, горсть мелочи, зажигалка и т.д...) могут использоваться, не только для отвлекающего манёвра, но и как оружие.

 

Copyright © 2005—2017 www.jjgo.ru